возврат на главную страницу

О правах субъектов

Федерации по предоставлению налоговых льгот.

О правах субъектов Федерации по предоставлению налоговых льгот

Вопрос: Имеет ли право орган государственной власти административно-территориального образования освобождать от уплаты НДС и налога на прибыль группу плательщиков либо индивидуального плательщика?

Ответ: Начнем с того, что как НДС, так и налог на прибыль являются федеральны­ми налогами (ст. 19 Закона " Об основах налоговой системы в РФ" от 27 декабря 1991 г. №2118-1).

По общему правилу в соответствии с п. 5 ст. 19 вышеупомянутого Закона федеральные налоги (в том числе объекты налогообложения, плательщики налогов ) и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее террито­рии. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также льгот их платель­щикам осуществляются Государственной Думой РФ и другими органами государственной вла­сти (ст. 1 Закона " Об основах налоговой системы").

Органы государственной власти национально-государственных, национально- и админи­стративно-территориальных образований дополнительные льготы по налогообложению могут предоставлять только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты.

Суммы отчислений налога на прибыль определяются при утверждении бюджетов, и уста­новленная часть зачисляется непосредственно в республиканский бюджет соответствующего субъекта РФ (п. 3 ст. 19 Закона "Об основах налоговой системы").

Согласно п. 2 ст. 19 Закона " Об основах налоговой системы " все суммы поступлений от НДС зачисляются в федеральный бюджет. Однако ст. 17 Федерального закона " О федеральном бюджете на 1997 г." от 26 февраля 1997г. № 29-фЗ было установлено, что в бюджета субъектов РФ в 1997 г. зачисляются не только доходы от налога на прибыль предприятий и организаций, но и 25% поступлений от НДС ( в данном случае имеется в виду распределение доходов от НДС после зачисления их в бюджет РФ).

Нелишним будет напомнить, что ст. 30 Федерального закона " О федеральном бюджете на 1996 г." было установлено, что не подлежат применению налоговые льготы, предостав­ленные нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, а также договорами между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, противоречащие дей­ствующим федеральным законам и единому подходу в финансово-бюджетных взаимоотноше­ниях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Если обратиться к закону РФ " О налоге на добавленную стоимость " от б декабря 1991 г. № 1992-1, то он предусматривает освобождение от обложения налогом только отдельных това­ров (работ, услуг). П. 3 ст. 5 устанавливает перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, единым на всей территории РФ. Кроме того, в данном Законе органам государственной власти субъектов Федерации не предоставлено право устанавливать льготы по НДС.

Таким образом, согласно ст. 30 Закона " О федеральном бюджете на 1996г." и ст. 3 Закона " Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФР " от 10 октября 1991 г. № 1734-1, субъекты Федерации не могут предоставлять льготы по такому федеральному налогу, как НДС

Что касается налога на прибыль, то и в Законе " Об основах налоговой системы " преду­смотрено непосредственное зачисление его в бюджета разных уровней по установленным ставкам, и в п. 9 ст. 6 Закона РФ " О налоге на прибыль предприятий и организаций " от 27 декабря 1991г. № 2116-1 прямо указано, что органы государственной власти национально-государственных и административно-территориальных образований помимо льгот, предусмотренных данным Законом, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты Дополнительно необходимо отметить, что согласно ст. 10 Закона " Об основах налоговой системы " запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если только иное не установлено законодательными актами РФ. Под отдельной категорией пла­тельщиков следует понимать совокупность предприятий, расположенных на территории рай­она, города, области, по видам деятельности или по отраслевому признаку. Если же к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распро­страняются эти льготы (п. 4.9 Инструкции Госналогслужбы РФ " О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций " от 10 августа 1995 г. № 37).

 

 Вопрос: Необходимо ли регистрировать выпуск акций закрытого акционерного обще­ства (ЗАО)? Какими нормативными актами он регулируется?

Ответ: До принятия федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее Закон) и стан­дартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, обли­гаций и их проспектов эмиссии (далее - Стандарты), регистрация выпусков акций регулирова­лась положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвер­жденным Постановлением Правительства РФ № 78 от 28.12.91 г. Этим документом было уста­новлено, что при отсутствии государственной регистрации и присвоенного регистрационного номера ценные бумаги не допускались к обращению на территории РСФСР. Последствиями нарушения данного требования являлись: признание незаконным выпуска ценных бумаг, изъя­тие у участников того, что они получили по сделке, и взаимная реституция (возврат) ценных бумаг и денежных средств, полученных за них.

Специальная Инструкция Министерства финансов "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории РФ" (№3 от 03.03.92) конкретизировала порядок действий об­ществ по регистрации выпуска ценных бумаг.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что обязанность регистрации вы­пускаемых акций существовала и раньше. Причем никаких исключений для ЗАО не было пре­дусмотрено.

 В настоящее время процедура регистрации выпуска акций предусмотрена Законом и Стан­дартами, что делает ее обязательной для всех эмитентов на рынке ценных бумаг РФ.

Статья 19 Закона в числе других этапов выпуска эмиссионных ценных бумаг на первое место выдвигает принятие эмитентом соответствующего решения и регистрацию выпуска. О том же говорят и Стандарты, указывая, что эмиссия акций независимо от способа их размеще­ния сопровождается регистрацией, в том числе и выпуск акций в ЗАО.

 

Получение сведений из Реестра акционеров

Вопрос: В уставе нашего ОАО есть запись о том, что никто не вправе без согласия акционера Общества выдавать информацию о количестве ценных бумаг, занесенных в Реестр на его имя, а также о размере его доли в уставном капитале АО.

Вместе с тем п. З ст. 9 ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрена обязанность держа­теля Реестра предоставлять зарегистрированным в системе ведения Реестра лицам, вла­деющим более 1% голосующих акций эмитента, данные из Реестра. Кроме того, такие дан­ные постоянно запрашивают антимонопольный комитет, налоговая инспекция и др. Гос. Органы

Как должен поступать реестродержатель в подобных случаях?

Ответ: Правила ведения Реестра владельцев ценных бумаг АО, в том числе и правила предоставления доступа к информации, содержащейся в Реестре, определяются Положением о ведении реестра владельцев ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ РФ №27 от 02.10.97 г. Согласно с п.7.9 Положения, к числу лиц, имеющих право на получение информа­ции из Реестра, относятся: эмитент; зарегистрированные лица (владелец и номинальный дер­жатель именных ценных бумаг); уполномоченные представители Гос. Органов.

Так, эмитент вправе получить информацию из Реестра в том объеме, который он укажет в своем запросе. Зарегистрированные лица вправе получить информацию из Реестра, связанную непосредственно с их участием в АО.

Представители Гос. органов вправе получать информацию из Реестра в соответствии с их компетенцией. В частности, государственные налоговые инспекции вправе получать справки, документы и копии с них от предприятий и организаций в соответствии с возложенными на них задачами (п.З ст.7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе" № 943-1).

Доступ к Реестру акционеров может подучить также и антимонопольный комитет в связи с осуществлением им своих функций по контролю за приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ (п.2 ст. 11, ст. 13 Закона РФ " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" № 948-1).

Таким образом, реестродержатель обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Реест­ре, кроме элементов и зарегистрированных лиц, также и представителям гос. органов в соот­ветствии с их полномочиями.

Более того, Законом предусмотрены различные виды ответственности, в том числе и уго­ловная, за принятие решения о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государст­венную регистрацию. Эти положения Закона распространяются на должностных лиц общест­ва. Опираясь на нормы действующего законодательства, можно констатировать, что регистра­ция выпуска акций ЗАО является обязательной, в противном случае нарушение правил дея­тельности на рынке ценных бумаг будет налицо.

 

Вопрос: Подлежит ли регистрации и в Регистрационной палате продажа акций российского предприятия иностранной организации?

Ответ: Согласно ст. 35 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР " (в ред. от 19.06.95.г.) приобретение иностранными инвесторами долей участия, паев, акций и иных ценных бумаг подлежит регистрации в Министерстве финансов РСФСР или иных уполномо­ченных на то государственных органах.

При этом если оплата акций действующего предприятия произведена иностранным инве­стором в иностранной валюте, то данное предприятие рассматривается как предприятие с ино­странными инвестициями в любом случае. При оплате в рублях предприятие считается пред­приятием с иностранными инвестициями, если иностранный инвестор имеет в нем более 50 процентов акций. Созданное в результате приобретения иностранным инвестором акций ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций подлежит регистрации.

В настоящее время в России функциями регистрации предприятий с иностранными инве­стициями, ведения государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями и аккредитации представительств иностранных компаний, выполняющимися Российским агентством международного сотрудничества и развития, наделена Государственная регистрацион­ная палата при Министерстве экономики Российской Федерации (п. 2 Постановления Прави­тельства РФ от 06.06.94 г. № 655 " О регистрации Государственной регистрационной палаты при Минэкономики РФ "). Порядок регистрации АО с иностранными инвестициями в данном государственном органе определен в Приказе Минэкономики от 07.02.96 г. №2.

В случае если предприятие с иностранными инвестициями создается путем его учреждения или в результате приобретения акций при увеличении размера уставного капитала организации, то, помимо его регистрации в Государственной регистрационной палате при Минэкономики РФ, оплата иностранными инвесторами участия в уставном капитале организации - резидента России также подлежит регистрации в Главных управлениях (Национальных банках) Центрального банка РФ. Более того, зачисление средств нерезидентов в качестве взноса в ус­тавной капитал указанных организаций осуществляется только при условии регистрации этих операций. Порядок оплаты и регистрации иностранного участия в капитале организации в дан­ном случае определен в Положении "О регистрационном порядке оплаты иностранными инве­сторами участия в уставном (складочном) капитале организации-резидента РФ, утвержденном Центральным банком России 7 июля 1997 года №482.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz